В эстетике категория, означающая систему внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-то художественном направлении и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусства. Каноничность в первую очередь присуща древнему и средневековому искусству. В пластике с Древнего Египта утвердился Канон пропорций человеческого тела, который был переосмыслен древнегреческой классикой
... Читать дальше »
Конструктивизм (от лат. Construction – построение) – художественное направление в советском искусстве 1920-х гг., возникшее в 1917 г. В рамках поздней «конструктивной» стадии стиля модерн.
Начало массовому движению было положено в 1921 г. С созданием рабочей группы конструктивистов, развернувшей активную деятельность в различных сферах художественного творчества. В первые годы советской власти формирование конструктивизма происходило в тесном взаимодействии архитекторов и дизайнеров с ава
... Читать дальше »
Клуазонизм (от фр. cloison – перегородка) - живописная система, разработанная в 1887 г. французскими художниками Эмилем Бернаром и Луи Анкетеном, позже воспринятая Полем Гогеном и легшая в основу его живописного «синтетического» символизма.
Название «клуазонизм» напоминает о технике перегородчатой эмали (клуазон), где цветовые зоны отделены друг от друга специальными перегородками из металла, совпадающими с контурами изображений. Революционность этой системы состояла в отказе от использо
... Читать дальше »
Классицизм (от лат. classicus - образцовый), художественный стиль и направление в европейском искусстве 17 - нач. 19 в., важной чертой которых являлось обращение к наследию античности (Древних Греции и Рима) как к норме и идеальному образцу. Для эстетики классицизма характерны рационализм, стремление установить определенные правила создания произведения, строгая иерархия (соподчинение) видов и жанров искусства. В синтезе искусств царила архитектура. Высокими жанрами в живописи считались историче
... Читать дальше »
Китч, кич (нем. Кitsch - дешевка, дурной вкус), безвкусная массовая художественная продукция. В художественной промышленности второй пол. 19 - нач. 20 в. китч распространился как изготовленная фабричным способом имитация уникальных изделий. С 1960-х гг. предметы китча стали распространенным явлением массовой культуры.
Китайское искусство, искусство одного из древнейших государств Центральной и Восточной Азии. В истории искусства Древнего Китая выделяют периоды неолитических культур Яншао (5-3-е тыс. до н. э.) и Луншань (3-е - нач. 2-го тыс. до н. э.); царства Шан (или Инь; нач. 2-го тыс. до н. э. - 1122 г. до н. э.); царства Чжоу (1122 - 403 гг. до н. э.); эпоху Чжаньго («Воюющих царств»; 403-221 гг. до н. э.); периоды правления династий Цинь (221-206 гг. до н. э.) и Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.).
... Читать дальше »
Кинетизм, кинетическое искусство (от греч. kinema - движение) одно из течений постмодернизма, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или его отдельных частей. Опыты создания «движущихся моделей» предпринимались в рамках учебных экспериментов в Баухаузе и Вхутемас е. В нач. 20 в. кинетизм оформился как течение в русле конструктивизма. Кинетическое произведение представляет собой подвижную объемную конструкцию, приводимую в действие вручную, с помощью технических средств или по
... Читать дальше »
Карикатура (итал. caricatura, от caricare - нагружать, преувеличивать), изображение, в котором сознательно создается комический эффект; один из жанров графики. Чаще всего встречается как иллюстрация к злободневным газетным и журнальным материалам, почти всегда сопровождается пояснительной подписью. Карикатура призвана обличать, высмеивать, осуждать. В ней преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей; соединяется реальное и фантастическое. Ху
... Читать дальше »
Караваджизм, направление в европейской живописи, представленное последователями Караваджо, существовавшее в 1610-40-е гг. Возникло в Риме как альтернатива академизму братьев Карраччи. Для караваджизма характерны демократизм художественных идеалов, интерес к непосредственному воспроизведению натуры, драматизация изображения с помощью контрастов света и тени, стремление передать ощущение осязаемой материальности предметов, крупные планы, монументализация жанровых мотивов (сцен с гадалками, музицир
... Читать дальше »