Гиперреализм (англ. hyperrealism) - направление в живописи и
скульптуре, возникшее в США и ставшее событием в мировом изобразительном
искусстве 70-х годов XX в. Другое название гиперреализма -
фотореализм.
Художники этого направления имитировали фото живописными средствами на
холсте. Они изображали мир современного города: витрины магазинов и ресторанов,
станции метро и светофоры, жилые здания и прохожих на улицах. При этом особое
внимание обращалось на блестящие, отражающие свет поверхности: стекло, пластик,
полировку автомобилей и др. Игра отражений на таких поверхностях создает
впечатление взаимопроникновения пространств. Целью гиперреалистов было
изобразить мир не просто достоверно, а сверхпохоже, сверхреально. Для этого они
использовали механические способы копирования фотографий и увеличения их до
размеров большого полотна (диапроекцию и масштабную сетку). Краску, как правило,
распыляли аэрографом, чтобы сохранить все особенности фотоизображения, исключить
проявление индивидуального почерка художника.
Кроме этого, посетители выставок этого направления могли встретить в залах
человеческие фигуры, выполненные из современных полимерных материалов в
натуральную величину, одетые в готовое платье и раскрашенные таким образом, что
они совершенно не отличались от зрителей. Это вызывало много путаницы и
шокировало людей.
Фотореализм поставил своей задачей обострить наше восприятие обыденности,
символизировать современную среду, отразить наше время в формах "технических
искусств", широко распространившихся именно в нашу эпоху технического прогресса.
Фиксируя и обнажая современность, скрывая авторские эмоции, фотореализм в своих
программных работах оказался на границе изобразительного искусства и чуть ее не
переступил, потому что стремился соперничать с самой жизнью.
Горельеф (фр. haut-relief - высокий рельеф) - в скульптуре
разновидность выпуклого рельефа. В отличие от барельефа, в горельефе изображения
(фигуры и предметы) возвышаются над плоскостью фона более чем наполовину своего
объема и даже могут восприниматься почти как полнообъемные, лишь соприкасающиеся
с плоскостью. Горельефы часто используются в архитектуре.
Готика (ит. gotico - букв. готский, связанньй с германским племенем готов) - художественный стиль, возникший в середине XII в. во Франции и распространившийся в Западной, Центральной и частично в Восточной Европе. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства и возникла на основе достижений романской культуры. Термин "готика" утвердился в эпоху Возрождения для обозначения всего средневекового искусства, считавшегося "варварским". Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
Ведущее место в искусстве готики занимал собор, вокруг которого сосредотачивалась жизнь горожан. Конструктивной основой собора служил каркас из столбов и опирающихся на них стрельчатых арок. Вынесение наружу конструктивных элементов, поддерживающих крестовый свод, позволило создать огромное, несоизмеримое с человеком, пространство интерьера. Стены собора были прорезаны огромными окнами с многоцветными витражами, которые в таинственном полумраке интерьера светились яркими красными, синими, желтыми красками, создавая особую духовную атмосферу. Устремленность собора ввысь подчеркнута гигантскими ажурными башнями, высокими стрельчатыми арками, порталами и окнами, многочисленными удлиненными статуями, богатыми декоративными деталями. Небывалый по высоте и размерам собор возвышался над городом и мог вместить порой все его население. Все это оказывало сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих.
Готический собор идеальным образом подходил для синтеза искусств: скульптур, витражей - главного вида готической живописи, декоративного искусства (резьбы по камню, дереву, кости и др.). Порталы и алтарные преграды были сплошь украшены статуями, скульптурными группами, орнаментами, фантастическими фигурами зверей ("химерами"). Лучшие статуи святых и аллегорические фигуры были отмечены глубокой духовной красотой. Застылость и замкнутость романских скульптур сменились подвижностью, ритмическим богатством пластики фигур, их обращенностью друг к другу и к зрителю.
Особое внимание к человеку и его эмоциям, отражающим сложный драматизм жизни, трагическим сценам страдания и смерти уделялось в искусстве поздней готики (XIV-XVI вв.). Это время было отмечено быстрым развитием градостроительства, сооружением ратуш, торговых рядов, дворцов, особняков, жилых зданий. Все они украшались сложнейшим декором, подчеркивающим вертикальность линий. Символико-аллегорический строй искусства сочетался с новыми духовными устремлениями, расширялся интерес к реальному миру, природе и, как следствие этого, распространялись скульптурные и живописные портреты и пейзажи, отличающиеся индивидуальными чертами, одухотворенностью и возвышенностью образов.
Эпоха готики - время расцвета книжной миниатюры, эмалей, художественного ткачества, декоративных изделий из серебра, драгоценных камней, слоновой кости и др. Готический стиль объединил в единый ансамбль художественные предметы быта, мебель, одежду, украшения и архитектуру.
В искусстве готики органически переплелись лиризм и трагизм психологических переживаний, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и точные жизненные наблюдения.
Выдающиеся произведения готической архитектуры: во Франции (собор Нотр-Дам в Париже, соборы в Реймсе, Амьене, Шартре); в Германии (собор в Кельне); в Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне) и др.
Интерес к реальности, наблюдению и изучению натуры, к человеческим чувствам и характерам, возрастание роли личности художника, известность имен авторов великих творений XV в. - все это подготовило почву для ренессансного мировоззрения. В XV- XVI вв. готику сменяет эпоха Возрождения.
Гравюра (от фр. graver - вырезать) - вид графического искусства,
в котором изображение получается в результате оттиска на бумаге с печатной формы
- доски из металла, дерева или линолеума с нанесенным на нее углубленным
рисунком. Рисунок наносится специальными резцами (штихелями) или вытравливается
кислотой (в офорте). Гравюра делится на два вида: для высокой и глубокой
печати.
При высокой печати (гравюра на дереве - ксилография, линогравюра) краска
накатывается на поверхность доски, на выступающие ее части, с которых и печатают
черным (или каким-нибудь другим) цветом, а углубления остаются без краски. К
этому виду печати относится и гравюра на картоне, в которой изображение
выклеивается из кусочков картона и становится выпуклым.
При глубокой печати (гравюра на металле - офорт) краска затирается вглубь
штриха, выступающие части дают светлый тон, а углубленные штрихи - темный. К
гравюре относят и литографию, которая является оттиском рисунка, нанесенного на
специально обработанный литографский камень (используется в плоской печати).
Как правило, цветные гравюры печатаются с нескольких досок, каждая из которых
служит для одной краски. Один лист бумаги последовательно прокатывается через
эти доски, чтобы получить необходимые чистые и смешанные цвета. В литографии при
цветной печати для каждой краски подготавливают свой камень. Иногда печатают и с
одной доски, покрывая ее разными красками.
Графика (от гр. grapho - пишу, рисую) - вид изобразительного
искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как
самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве
(ксилография), гравюру на металле (офорт), литографию, линогравюру, гравюру на
картоне и др.
Рисунок относится к уникальной графике потому, что каждый рисунок является
единственным в своем роде. Произведения печатной графики могут воспроизводиться
(тиражироваться) во многих равноценных экземплярах - эстампах. Каждый оттиск
является оригиналом, а не копией произведения.
Рисунок является основой всех видов графики и других видов изобразительного
искусства. Как правило, графическое изображение выполняется на листе бумаги.
Художнику порой достаточно очень простых средств - графитного карандаша или
шариковой ручки, чтобы выполнить графический рисунок. В других случаях он
использует для создания своих произведений сложные приспособления печатный
станок, литографские камни, резцы (штихели) для линолеума или дерева и многое
другое. Термин "графика" первоначально употреблялся применительно только к
письму и каллиграфии. Искусство шрифта с давних времен было связано с графикой.
Новое значение и понимание она получила в конце XIX - начале XX вв., когда
графика определилась как самостоятельный вид искусства.
Язык графики и главные его выразительные средства - это линия, штрих, контур,
пятно и тон. Активно участвует в создании общего впечатления от произведения
графики белый лист бумаги. Добиться выразительного рисунка можно даже при
использовании только черного цвета. Именно поэтому графику часто называют
искусством черного и белого. Однако это не исключает применение в графике
цвета.
Границы между графикой и живописью очень подвижны, например, технику
акварели, пастели, а иногда и гуаши относят то в один, то в другой вид
искусства, в зависимости от того, в какой степени используется цвет, что
преобладает в произведении - линия или пятно, каково его назначение.
Одним из отличительных признаков графики является особое отношение
изображаемого предмета к пространству. Чистый белый фон листа, не занятый
изображениями, и даже проступающий под красочным слоем фон бумаги условно
воспринимаются как пространство. Особенно наглядно это можно увидеть в книжной
графике, когда изображение, помещенное на чистую страницу, воспринимается
расположенным в пространстве интерьера, улицы, пейзажа в соответствии с текстом,
а не на снежном поле.
Художественно выразительные достоинства графики заключаются в ее лаконизме,
емкости образов, концентрации и строгом отборе графических средств. Некоторая
недосказанность, условное обозначение предмета, как бы намек на него, составляют
особую ценность графического изображения, они рассчитаны на активную работу
воображения зрителя.
В этой связи не только тщательно прорисованные графические листы, но и беглые
наброски, зарисовки с натуры, эскизы композиции имеют самостоятельную
художественную ценность.
Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.) и практически
неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира.
По назначению различаются станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная
графика и плакат.
Произведения станковой графики можно увидеть на выставках. Это,
как правило, рисунки, имеющие самостоятельное значение, а также печатная
графика. Графические листы легко переносимы, они могут быть предназначены не
только для выставки, но и для украшения интерьеров жилых и общественных зданий.
Специфическими видами являются в станковой графике - лубок, а в
газетно-журнальной - карикатура. Художественное оформление газет и журналов
строится на основе связи с текстом, так же как и в книжной графике, и
выдерживается в едином стиле в рамках одного типа издания.
Важнейшей областью является книжная графика. В древних
рукописных книгах рисунки выполнялись и раскрашивались вручную. Они назывались
миниатюрами.
Книжная графика не просто часть издательского дела или средство для передачи
знаний, она является частью культуры.
Все элементы книжного оформления - и расположенные внутри книги, и внешние -
создают целостное произведение искусства. Художник определяет размеры (формат)
книги, особенности шрифта, размещение набора (текста), разнообразного
иллюстративного материала. Но особенно велика роль художников иллюстраторов,
когда они выполняют элементы внешнего оформления книги {суперобложку, переплет или обложку), форзац и
различные элементы оформления внутри книги (авантитул, титульный лист, шмуцтитул, иллюстрации).
К прикладной графике относятся поздравительные открытки,
красочные календари, конверты к пластинкам, которые нарисовал художник, и многое
другое. Этикетки на различных упаковках - это тоже прикладная или промышленная
графика (промграфика), которая имеет практическое назначение, помогает
сориентироваться в большом количестве разнообразных товаров, украшает наш
быт.
В самостоятельную область графики выделяется плакат. Он, как правило, живо
откликается на происходящие важные события (олимпиады, конкурсы, концерты,
выставки и др.). Принято выделять несколько основных видов плакатов:
политические, спортивные, экологические, рекламные, сатирические,
просветительские, театрально зрелищные и др.
Современный графический дизайн включает не только шрифты, но и
разнообразные знаковые изображения, в том числе геометрические и
растительные.
Новым видом является компьютерная графика. Художники выполняют
композиции из сложно пересекающихся линий, объемных элементов, узоров, цветовых
пятен на экране дисплея, а затем печатают на принтере полученные изображения.
Способность графики быстро откликаться на актуальные события, выражать чувства и
мысли художника, развитие техники создают условия для возникновения новых видов
графики.
Гризайль (фр. grisaille, от gris - серый) однотонная,
монохромная живопись. Применяется в учебных целях, для имитации скульптурного
рельефа, для декоративных работ. Гризайлью называется однотонная живопись не
только серого, но и любого другого цветового оттенка (коричневого, синего и
т.п.). В станковой живописи гризайль может применяться для подмалевков и
эскизов. Особенно незаменима техника гризайли в процессе создания декоративных
росписей или панно, в которых живописными средствами достигается впечатление
объемной рельефной лепки. Орнаменты и фигурки амуров, выполненные этими
средствами, украшают интерьеры многих дворцов эпохи классицизма. А в эпоху Возрождения в
Лиможе во Франции в технике гризайли выполнялись расписные эмали.