Галерея лучших современников и их творческих работ
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Язык сайта
Выбрать язык / Choose language:
Ukranian
English
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Korean
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish
Меню сайта
Категории раздела
Раздел под буквой - А [14]
Раздел под буквой - Б [6]
Раздел под буквой - В [7]
Раздел под буквой - Г [6]
Раздел под буквой - Д [7]
Раздел под буквой - Е [0]
Раздел под буквой - Ж [1]
Раздел под буквой - З [1]
Раздел под буквой - И [9]
Раздел под буквой - К [9]
Раздел под буквой - Л [0]
Раздел под буквой - М [0]
Раздел под буквой - Н [0]
Раздел под буквой - О [0]
Раздел под буквой - П [0]
Раздел под буквой - Р [0]
Раздел под буквой - С [0]
Раздел под буквой - Т [0]
Раздел под буквой - У [0]
Раздел под буквой - Ф [0]
Раздел под буквой - Х [0]
Раздел под буквой - Ц [0]
Раздел под буквой - Ч [0]
Раздел под буквой - Ш [0]
Раздел под буквой - Щ [0]
Раздел под буквой - Э [0]
Раздел под буквой - Ю [0]
Раздел под буквой - Я [0]
Поиск
Новенькие на сайте
alexxserx
↓ ↓ ↓ ↓ ↓
lenyavalis1970
↓ ↓ ↓ ↓ ↓
bibigon2009
↓ ↓ ↓ ↓ ↓
adelgumerova
↓ ↓ ↓ ↓ ↓
cortjohn2018
↓ ↓ ↓ ↓ ↓
rbadertdinov
↓ ↓ ↓ ↓ ↓
KuznetzovapCT
↓ ↓ ↓ ↓ ↓
cecfjgmuraniench
↓ ↓ ↓ ↓ ↓
Новое на форуме
  • Виагра купить цена
  • Продолжается восстановление Успенского собора Киево-печерской Лавры
  • Война. Оружие. Пули. И все что из этого может получиться
  • Романизм
  • Ренессанс
  • Словарь
    Классика.
    [Раздел под буквой - [К]]
    Алла прима
    [Раздел под буквой - [A]]
    Андерграунд.
    [Раздел под буквой - [A]]
    Карандаш.
    [Раздел под буквой - [К]]
    Сангина.
    [Раздел под буквой - [С]]
    Главная » 2010 » Январь » 9 » Древнерусское искусство
    05:33
    Древнерусское искусство

    Древнерусское искусство, средневековый период истории русского искусства, продолжавшийся со времени образования государства Киевская Русь до петровских реформ (9-17 вв.). Возникло в результате слияния традиций восточно-славянского языческого искусства и византийской христианской культуры, наследие которой активно осваивалось после Крещения Руси (988).

     Историю древнерусского искусства принято подразделятьнадва этапа: искусство Киевской Руси (9 - сер. 13 в.) и искусство времени формирования Московского государства (14-17 вв.). В художественной культуре Киевской Руси, в свою очередь, различают периоды: дохристианский, связанный с формированием державы Рюриковичей (9 - кон. 10 в.); вхождение в сферу византийской христианской культуры - от Крещения Руси (988) до конца правления князя Владимира Мономаха (1125); развитие искусства в княжествах периода феодальной раздробленности, прерванное нашествием Батыя в 1237 г. (12 - нач. 13 в.).

    От дохристианского периода сохранились в основном произведения декоративно-прикладного искусства, свидетельствующие о высоком уровне развития художественных ремесел (турьи рога с серебряными инкрустациями в зверином стиле из Черной могилы в Чернигове, 10 в.). Будучи язычниками, древние славяне поклонялись природным стихиям. Мифологические образы - воплощения стихий (изображения солнца, коня, птицы, цветка и др.) сохраняются по сей день в народном творчестве. Славяне устраивали капища (святилища), где воздвигали идолов (каменные или деревянные изваяния) почитаемых богов: Перуна, Хорса, Стрибога, Симаргла, Мокоши и др. Капища могли иметь овальную форму (Киев, ок. 980 г.) или многолепестковую, связанную с символикой солнца (Перынь, близ Новгорода).

     Крещение Руси укрепило связи Руси со странами христианского мира, и прежде всего с Византией; обогатило русское искусство новыми образами и техническими приемами. Прибытие на Русь множества византийских мастеров способствовало бурному развитию архитектуры (в особенности храмового зодчества), иконописи, книжной миниатюры. Деревянные христианские храмы были построены уже в 989 г.; первым крупным каменным храмом Киева стала придворная Десятинная церковь (990-996), возведенная зодчими из Византии (не сохранилась). Выдающийся архитектурный памятник этого периода - собор Св. Софии (Премудрости Божией) в Киеве (заложен в 1037 г. князем Ярославом Мудрым) - огромный пятинефный крестово-купольный храм с двумя лестничными башнями, опоясанный с трех сторон двухъэтажными галереями и увенчанный 13 куполами. Посвящение собора Св. Софии подчеркивало преемственную связь с центром православного мира - храмом Св. Софии Константинопольской. В качестве строительного материала была использована, как и в византийских зданиях, плинфа - широкие и плоские обожженные кирпичи почти квадратной формы. Киевский храм был украшен мозаиками и фресками (1040-е гг.), выполненными византийскими мастерами и их русскими учениками. Торжественный и величественный мозаический образ Богоматери Оранты (Молящейся) в центральной апсиде получил на Руси название «Нерушимая стена». В нач. 12 в. на смену строгой торжественности живописного убранства Софии Киевской приходят более утонченные и созерцательные образы (мозаики и фрески Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, ок. 1113 г.). В правление Владимира Мономаха на Русь была привезена икона Владимирской Богоматери - выдающийся памятник византийской иконописи, ставший образцом для русских мастеров. В период приобщения к христианской культуре росли города. Храмы рубежа 11-12 вв. в Киеве, Чернигове, Переяславле и др. городах становятся меньше по размеру, их архитектурные формы более плавны, а внутреннее пространство более слитно и обозримо. Крупнейшим центром художественной жизни был Новгород, где в 12 в. сложилось демократическое правление (фактическая власть принадлежала не князю, а посаднику, боярам и купцам, народному вечу). Новгородская художественная культура, отражавшая вкусы широких слоев горожан, отличалась большей простотой, строгим лаконизмом форм в архитектуре (собор Св. Софии, 1045-50;Никольский собор на Ярославовом Дворище, 1113; Георгиевский собор Юрьева монастыря, 1119), полнокровностью образов, контрастностью цветовой гаммы в монументальной живописи и иконописи. Повсеместно распространилась грамотность, процветало искусство украшения рукописных книг (Остромирово Евангелие, созданное для новгородского посадника Остромира, 1056-57) и художественные ремесла.

    В нач. 12 в. внутри единой киевской традиции сложились предпосылки для развития местных художественных школ. Роль культурного центра перешла от ослабевшего Киева к Владимиро-Суздальской Руси. Владимирские зодчие возводили белокаменные храмы. При князе Андрее Боголюбском были построены Успенский собор во Владимире (1189), церковь Покрова Богородицы на Нерли (1165), великолепные каменные княжеские хоромы в Боголюбове (1158-65). Интерьеры украшались фресками и иконами в золотых окладах, шитьем (вышитыми тканями), драгоценной утварью. Отличительной чертой владимиро-суздальской архитектуры стал резной скульптурный декор. Стены Дмитриевского собора во Владимире (1194-97), Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230-34) были сплошь покрыты резными рельефами, создававшими впечатление узорчатой ткани, наброшенной на каменные массивы зданий. В Новгороде во второй пол. 12 в. складывается тип небольшого одноглавого кубического храма с пониженными боковыми апсидами и лестницей в толще стены для входа на хоры (церковь Спаса на Нередице, 1198).Новгородскую живопись 12 в. отличает обостренная эмоциональность, подчас драматизм (фрескиГеоргиевской церкви в Старой Ладоге, ок. 1165 г.; церкви Спаса на Нередице, 1199, и др.). Почти все сохранившиеся иконы 12 - первой пол. 13 в. («Спас Нерукотворный с Прославлением Креста», «Ангел Златые власы»; обе - кон. 12 в.; «Успение», нач. 13 в., и др.) происходят из Новгорода (иконы др. княжеств утрачены).

    В 1237-38 гг. почти все русские города были разорены полчищами Батыя, население истреблялось, храмы сжигались, ценности уничтожались, мастеров уводили на чужбину. Этой участи избежали лишь Новгород и Псков, которые стали центрами, где собирались уцелевшие творческие силы. В кон. 14 в. в Новгороде работал один из крупнейших мастеров эпохи, выходец из Византии Феофан Грек. Созданные им образы проникнуты трагической одухотворенностью (фрескицеркви Спаса на Ильине улице, 1378). Творчество Феофана Грека оказало влияние на мастеров Новгорода и Москвы.

    В 14 в. Москва, где княжили потомки Александра Невского, становится центром собирания русских земель. Многое сделал для ее возвышения митрополит Петр (1308-26), перенесший в Москву из Владимира, номинально еще считавшегося столицей Руси, свою резиденцию. Заложенный Петром и законченный князем Иваном Калитой Успенский собор в Московском Кремле (1475-79) был одной из первых каменных построек, продолживших традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества (не сохранился). Активное строительство велось в период владычества митрополита Алексия (1354-78) при князьях Дмитрии Донском и его сыне Василии Дмитриевиче (белокаменные стены Кремля, 1367-68; собор Чудова монастыря, 1365). Церковь Рождества Богородицы в Кремле (1393), Успенский собор «на Городке» в Звенигороде (ок. 1400 г.) - небольшие одноглавые кубические храмы, отмеченные изяществом пропорций и благородной сдержанностью. Собор Андроникова монастыря в Москве (первая треть 15 в.) решен как пирамидальный объем, что подчеркнуто сужающимися кверху рядами кокошников. Высшего расцвета достигает в 15 в. живопись в творчестве Андрея Рублева. В 1405 г. московский иконописец украсил Благовещенский собор Московского Кремля совместно с Феофаном Греком. В отличие от неистово-страстного и трагического искусства византийского мастера, творчество Андрея Рублева проникнуто тихой молитвенной созерцательностью и нежной, светлой печалью. В его иконах и фресках мир горний (небесный) и мир дольний (земной) впервые предстали в нерасторжимом духовном единстве. В иконе «Троица» (1420-е гг.) в полную силу прозвучала идея гармонии и единения, столь важная в эпоху Куликовской битвы. Живописцами круга Феофана Грека создавались богато иллюстрированные богослужебные рукописные книги (Евангелие Хитрово; некоторые миниатюры, возможно, выполнены Андреем Рублевым или близкими к нему мастерами). Творчество Андрея Рублева оказало огромное влияние на московскую живопись не только 15 в., но и последующих столетий.

    В 1480 г., в правление Ивана III, произошло окончательное освобождение от татаро-монгольского ига. Москва превращалась в столицу могущественного государства. Зримым воплощением новой роли Московии как великой европейской державы стал великолепный ансамбль зданий Соборной площади, стен и башен Московского Кремля, созданный на рубеже 15-16 вв. русскими и итальянскими зодчими. В столичной среде формируется утонченное и просветленное искусство Дионисия, украсившего иконами Успенский собор Московского Кремля и создавшего грандиозные фресковые ансамбли в районе Белого озера (настенные росписи Ферапонтова монастыря, 1502). Переживает расцвет декоративно-прикладное искусство. Представители княжеских и боярских семей заказывали мастерам вышитые пелены, резную и драгоценную утварь, которые становились драгоценными вкладами в монастыри и храмы.

      В 16 в. в Московии возводятся шатровые церкви (церковь Вознесения в Коломенском, 1532). Выдающимся памятником эпохи стал храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве (1555-61). Для иконописи 16 в. характерна насыщенная переливчатая красочная гамма, обилие деталей, подробное повествование («Церковь воинствующая», 1550-е гг., посвященная победе русского воинства под Казанью). Вкус к изяществу и роскоши находит отражение в многочисленных произведениях декоративно-прикладного искусства, в украшении книг. В 1564 г. Иван Федоров издал первую русскую печатную книгу «Апостол».

     В 17 в. средоточием художественного производства в Московском государстве становится Оружейная палата, где работали лучшие русские и иноземные мастера, среди которых наиболее известен С. Ф. Ушаков. В культуре 17 в. усилилось светское начало, появился интерес к научному познанию мира. Это столетие стало переходной эпохой к искусству Нового времени. Своеобразным сплавом древних традиций и новых веяний отличаются парсуны - первые в русском искусстве портретные изображения (членов царских и боярских семейств), создававшиеся в иконописной технике. В 18 в., когда светские тенденции полностью возобладали в русской культуре, традиции и образы древнерусского искусства еще долго сохранялись в обширных русских провинциях.



    Категория: Раздел под буквой - Д | Просмотров: 1176 | Добавил: Tatyana_Art | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Профиль
    Гость




    Группа:
    Гости

    Мы очень рады что вы зашли к нам.
    Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
    Случайные работы
    Друзья сайта
  • All-Art.do.am - все об искусстве! Стили, направления, художники, иконопись и т.д.

  • Tatyana_Art - Кое-что о компьютерной графике. Портфолио. Уроки компьютерной графики (2D и 3D)

  • Галерея иконописи и убранств храмов

  • Галерея мировых шедевров

  • Галерея лучших художников 20 века

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2020
    Бесплатный хостинг uCoz




    Rambler's Top100