(греч. kanon — норма, правило) В эстетике категория, означающая систему внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-то художественном направлении и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусства. Каноничность в первую очередь присуща древнему и средневековому искусству. В пластике с Древнего Египта утвердился Канон пропорций человеческого тела, который был переосмыслен древнегреческой классикой
...
Читать дальше »
|
Конструктивизм (от лат. Construction – построение) – художественное направление в советском искусстве 1920-х гг., возникшее в 1917 г. В рамках поздней «конструктивной» стадии стиля модерн. Начало массовому движению было положено в 1921 г. С созданием рабочей группы конструктивистов, развернувшей активную деятельность в различных сферах художественного творчества. В первые годы советской власти формирование конструктивизма происходило в тесном взаимодействии архитекторов и дизайнеров с ава
...
Читать дальше »
|
Клуазонизм (от фр. cloison – перегородка) - живописная система, разработанная в 1887 г. французскими художниками Эмилем Бернаром и Луи Анкетеном, позже воспринятая Полем Гогеном и легшая в основу его живописного «синтетического» символизма. Название «клуазонизм» напоминает о технике перегородчатой эмали (клуазон), где цветовые зоны отделены друг от друга специальными перегородками из металла, совпадающими с контурами изображений. Революционность этой системы состояла в отказе от использо
...
Читать дальше »
|
Классицизм (от лат. classicus - образцовый), художественный стиль и направление в европейском искусстве 17 - нач. 19 в., важной чертой которых являлось обращение к наследию античности (Древних Греции и Рима) как к норме и идеальному образцу. Для эстетики классицизма характерны рационализм, стремление установить определенные правила создания произведения, строгая иерархия (соподчинение) видов и жанров искусства. В синтезе искусств царила архитектура. Высокими жанрами в живописи считались историче
...
Читать дальше »
|
Китч, кич (нем. Кitsch - дешевка, дурной вкус), безвкусная массовая художественная продукция. В художественной промышленности второй пол. 19 - нач. 20 в. китч распространился как изготовленная фабричным способом имитация уникальных изделий. С 1960-х гг. предметы китча стали распространенным явлением массовой культуры.
|
Китайское искусство, искусство одного из древнейших государств Центральной и Восточной Азии. В истории искусства Древнего Китая выделяют периоды неолитических культур Яншао (5-3-е тыс. до н. э.) и Луншань (3-е - нач. 2-го тыс. до н. э.); царства Шан (или Инь; нач. 2-го тыс. до н. э. - 1122 г. до н. э.); царства Чжоу (1122 - 403 гг. до н. э.); эпоху Чжаньго («Воюющих царств»; 403-221 гг. до н. э.); периоды правления династий Цинь (221-206 гг. до н. э.) и Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.).
...
Читать дальше »
|
Кинетизм, кинетическое искусство (от греч. kinema - движение) одно из течений постмодернизма, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или его отдельных частей. Опыты создания «движущихся моделей» предпринимались в рамках учебных экспериментов в Баухаузе и Вхутемас е. В нач. 20 в. кинетизм оформился как течение в русле конструктивизма. Кинетическое произведение представляет собой подвижную объемную конструкцию, приводимую в действие вручную, с помощью технических средств или по
...
Читать дальше »
|
Карикатура (итал. caricatura, от caricare - нагружать, преувеличивать), изображение, в котором сознательно создается комический эффект; один из жанров графики. Чаще всего встречается как иллюстрация к злободневным газетным и журнальным материалам, почти всегда сопровождается пояснительной подписью. Карикатура призвана обличать, высмеивать, осуждать. В ней преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей; соединяется реальное и фантастическое. Ху
...
Читать дальше »
|
Караваджизм, направление в европейской живописи, представленное последователями Караваджо, существовавшее в 1610-40-е гг. Возникло в Риме как альтернатива академизму братьев Карраччи. Для караваджизма характерны демократизм художественных идеалов, интерес к непосредственному воспроизведению натуры, драматизация изображения с помощью контрастов света и тени, стремление передать ощущение осязаемой материальности предметов, крупные планы, монументализация жанровых мотивов (сцен с гадалками, музицир
...
Читать дальше »
|
Историческая живопись, один из наиболее значительных жанров живописи, изображение важных для народа или всего человечества событий прошлого, далекого или недавнего. Живописцы оценивают исторические события, выражают отношение к ним в соответствии с философскими, этическими и эстетическими принципами своей эпохи. Таким образом, историческая картина обращена к настоящему. Традиционно историческая живопись включает в себя живописные произведения не только на сюжеты реальных событий, но также миф
...
Читать дальше »
|
Искусство аутсайдеров ( англ. outside-art - искусство со стороны) – художественное направление в мировом искусстве, получившее широкое распространение с конца XX в. Искусство аутсайдеров, или «посторонних», включает в себя творчество людей, находящихся вне общества, - душевнобольных, инвалидов, заключенных, детей, всевозможных маргиналов. Описание ментальных (патологических) состояний, связанных с проведением разного рода ритуалов, обнаруживается еще в Греко-римской культуре. В христианской и
...
Читать дальше »
|
Информальное искусство (фр. art informel – абстрактное, нефигуративное искусство) – художественное направление в абстрактном искусстве, сложившееся во Франции в середине 1940-х гг. К этому времени закончился «академический» этап в развитии «старой школы» абстракционизма, лидерами которой были Василий Кандинский, Пауль Клее, Питер Мондриан, Роббер Делоне, Казимир Малевич. На художественную арену вышли новые течения, развивающиеся в русле беспредметного искусства – абстрактный экспрессиони
...
Читать дальше »
|
Интимизм (фр. intime от лат.intimus – самый глубокий, внутренний) - разновидность жанровой живописи, получившая развитие в работах художников-неоимпрессионистов. «Интимистами» критики называли членов группы Наби, в частности Пьера Боннара и Эдуарда Вюйара, главной темой творчества которых было изображение частной жизни человека, ее неспешно текущих событий, радостей и удовольствий. Сцены семейных обедов, бесед на террасе и прогулок в вечерний час, веселых игр, полуденного отдыха, чтения книг и з
...
Читать дальше »
|
Импрессионизм (фр.impressionisme, от impression – впечатление) – художественное направление в искусстве, возникшее во Франции во второй половине XIX в. Художественная концепция импрессионизма строилась на стремлении естественно и непринужденно запечатлеть окружающий мир в его изменчивости, передавая свои мимолетные впечатления Новое движение возникло как реакция на застой господствующего в те годы академизма, однако его появление было подготовлено несколькими факторами: изобретение
...
Читать дальше »
|
Иконопись, искусство создания икон, вид религиозной живописи, для которой характерны особый художественный язык, техника и методы творчества. Иконопись является неотъемлемой частью православной традиции; иконописцы создают образы, предназначенные для молитвы, воплощающие представление о Божественном мире и выражающие религиозное чувство. Сложение принципов и правил иконописания происходило вместе со сложением богословских наук - догматики (научное изложение и обоснование догматов - основных поло
...
Читать дальше »
|
Иконография (от греч. eiko? n - изображение, образ и gra? pho - пишу), в изобразительном искусстве строго установленная система вариантов изображения какого-либо персонажа, события, сюжета, связанных, как правило, с религиозной тематикой. Иконографией называют и раздел искусствознания, изучающий символику и канонические сюжеты искусства. Под иконографией понимают также совокупность изображений какого-либо исторического лица (Петра I, В. И. Ленина и др.). Еще в древних цивилизациях суще
...
Читать дальше »
|
Иероглифический абстракционизм (другое название каллиграфический абстракционизм) – течение в абстрактной живописи, в основе которого лежит имитация приемов китайской и японской каллиграфии (искусства красивого и четкого письма). Особенностью иероглифического абстракционизма является манера письма: свободно нанесенные мягкой кистью мазки уподобляются знакам восточной письменности, идеограммам, сграффити, клинописным иероглифам. Совмещая, стилизуя, интерпретируя их, художник создавал свою ф
...
Читать дальше »
|
Изобразительные искусства, раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру играфику, а также фотоискусство. В отличие от неизобразительных видов пластических искусств (архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн), изобразительные искусства воссоздают реальный мир в наглядных, зримых, узнаваемых образах. Передавая качества предметов и пространства, доступные зрению (цвет, объем, световоздушную среду, размер, масштаб и т. д.), благодаря методам обобщения, типиз
...
Читать дальше »
|
Звериный стиль, стиль древнего декоративного и орнаментального искусства, основанного на почитании священных животных. Наиболее ранние образцы известны в Египте и Месопотамии (3-е тыс. до н. э.). Стилизованные изображения реальных и фантастических зверей, птиц, рыб, насекомых, сцены охоты и «терзания» хищниками травоядных животных, а также причудливые сочетания звериных и растительных мотивов были широко распространены у воинственных кочевых племен (у скифов, сарматов, фракийцев, народов Южно
...
Читать дальше »
|
Жанр (франц. genre - род, вид), исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства. Для каждого жанра характерен свой круг сюжетов; произведения одного жанра объединяют также общие формальные и содержательные особенности. Термин вошел в употребление в 17-18 вв. в эпоху господства эстетики классицизма, разработавшего четкую иерархию жанров. Основные жанры живописи и графики сложились в 17 в.: исторический (изображение событий, важных для целого народа или всего чел
...
Читать дальше »
|
|