Информальное искусство (фр. art informel – абстрактное, нефигуративное искусство) – художественное направление в абстрактном искусстве, сложившееся во Франции в середине 1940-х гг. К этому времени закончился «академический» этап в развитии «старой школы» абстракционизма, лидерами которой были Василий Кандинский, Пауль Клее, Питер Мондриан, Роббер Делоне, Казимир Малевич.
На художественную арену вышли новые течения, развивающиеся в русле беспредметного искусства – абстрактный экспрессионизм (Джексон Полок, Аршиль Горки), лирическая абстракция (Жорж Матье), ташизм (Пьер Сулаж, Хенс Хартунг) и информель. Пытаясь порвать с традициями геометрической школы, новые абстракционисты стремятся «оживить» цветовые структуры, показать активное взаимодействие на полотне цветовых зон.
Информальное искусство нередко отождествляют с ташизмом, но в отличие от последнего здесь острее выступило «знаково-письменное» начало, живопись сблизилась с графикой.
Термин «информель» впервые ввел в обиход в начале 1950-х гг. парижский искусствовед Мишель Тапье. Первые образцы этого нового искусства появились в конце 1940-х гг., а его расцвет приходится на 1950-1960-е гг. С самого начала в информель наметилось два русла – живописное и рельефное. Если первое использовало традиционную технику живописи (кисти и краски), делая упор на цвет и форму, то второе использовало в качестве основы для картин гипс, цемент, песок, гравий, различные ткани, веревки, выдвигая на первый план вещность и тактильность простых материалов.
Картины информальных художников представляли собой интеллектуальные идеограммы, первобытные наскальные граффити, геологические срезы земли, географические карты, остатки археологических изысканий, окаменелых первобытных животных и т.п. Однако главным и в том и другом направлении были не ассоциации с конкретными реалиями, а создание особых абстрактных миров, увлекающих зрителя в глубины его собственного «я», создание своеобразных «психограмм», возникающих в результате внутренних представлений и переживаний художников.
Мастера информального искусства: Жан Дюбюффе, Антони Тапиес, Эмиль Шумахер, Фритц Винтер, Антонио Корпора, Никола де Сталь, Жан-Поль Риопелле. |