Возрождение, Ренессанс (фр. renaissance - возрождение) - одна из
величайших эпох, переломный этап в развитии мирового искусства между средними
веками и новым временем. Эпоха Возрождения охватывает XIV- XVI вв. в Италии,
XV-XVI вв. в других странах Европы. Свое название - Возрождение (или
Ренессанс) - этот период в развитии культуры получил в связи с
возрождением интереса к античному искусству. Однако художники этого времени не
только копировали старые образцы, но и вкладывали в них качественно новое
содержание. Ренессанс не следует считать художественным стилем или направлением,
так как в эту эпоху существовали различные художественные стили, направления,
течения. Эстетический идеал эпохи Возрождения складывался на основе нового
прогрессивного мировоззрения - гуманизма. Реальный мир и человек провозглашались
высшей ценностью: Человек - мера всех вещей. Особенно возросла роль творческой
личности.
Гуманистический пафос эпохи наилучшим образом воплотился в искусстве,
которое, как и в предшествующие века, ставило своей целью дать картину
мироздания. Новым было то, что материальное и духовное пытались объединить в
одно целое. Трудно было найти человека, равнодушного к искусству, но
предпочтение отдавали изобразительному искусству и архитектуре.
Эпоха Возрождения в Италии прошла несколько этапов: раннее
Возрождение, высокое Возрождение, позднее
Возрождение. Родиной Возрождения стала Флоренция. Основы нового искусства
разрабатывали живописец Мазаччо, скульптор Донателло, архитектор Ф.
Брунеллески.
Итальянская живопись XV в. в основном монументальная (фрески). Живопись
занимает ведущее место среди видов изобразительного искусства. Она наиболее
полно соответствует ренессансному принципу "подражать природе". Новая
изобразительная система складывается на основе изучения натуры. В развитие
понимания объема, его передачи с помощью светотени внес достойный вклад художник
Мазаччо. Открытие и научное обоснование законов линейной и воздушной перспективы
значительным образом повлияли на дальнейшую судьбу европейской живописи.
Формируется новый пластический язык скульптуры, его основоположником был
Донателло. Он возродил свободно стоящую круглую статую. Его лучшее произведение
- скульптура Давида (Флоренция).
В архитектуре воскрешаются принципы античной ордерной системы, поднимается
значение пропорций, складываются новые типы зданий (городской дворец, загородная
вилла и др.), разрабатываются теория архитектуры и концепция идеального города.
Архитектор Брунеллески построил здания, в которых соединил античное понимание
архитектуры и традиции поздней готики, добиваясь новой образной одухотворенности
архитектуры, неизвестной древним. В период высокого Возрождения новое
мировоззрение наилучшим образом воплотилось в творчестве художников, которых с
полным правом называют гениями: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело,
Джорджоне и Тициана. Последние две трети XVI в. называют поздним Возрождением. В
это время кризис охватывает искусство. Оно становится регламентированным,
придворным, утрачивает теплоту и естественность. Однако отдельные великие
художники - Тициан, Тинторетто продолжают создавать шедевры в этот период.
Итальянское Возрождение оказало огромное влияние на искусство
Франции, Испании, Германии, Англии, России.
Подъем в развитии искусства Нидерландов, Франции и Германии (XV-XVI вв.)
называют северным Возрождением. Творчество живописцев Ян ван Эйка,
П. Брейгеля Старшего - вершины этого периода развития искусства. В Германии
величайшим художником немецкого Возрождения был А. Дюрер.
Открытия, совершенные в эпоху Возрождения в области духовной культуры и
искусства, имели огромное историческое значение для развития европейского
искусства последующих веков. Интерес к ним сохраняется и в наше время.