- направление в европейской живописи, представленное последователями Караваджо, существовавшее в 1610-40-е гг. Возникло в Риме как альтернатива академизму братьев Карраччи. Для караваджизма характерны демократизм художественных идеалов, интерес к непосредственному воспроизведению натуры, драматизация изображения с помощью контрастов света и тени, стремление передать ощущение осязаемой материальности предметов, крупные планы, монументализация жанровых мотивов (сцен с гадалками, музицирующими персонажами и т. д.) и, напротив, бытовая трактовка религиозных и мифологических сюжетов.
Наиболее оригинальное преломление наследие Караваджо получило в творчестве итальянцев Джованни Бальоне, Орацио Джентилески, Орацио Борджанни, Карло Сарачени, Карло Селлито, Джованни Баттиста Караччоло, французов Симона Вуэ (ранний этап творчества), Валантена де Булоня, Никола Турне, фламандца Никола Риньери, испанца Хусепе де Риберы.
Со второй пол. 1620-х гг. караваджизм распространился по всей Европе. К так называемому второму поколению караваджистов в Италии можно отнести дочь Орацио Джентилески, Артемизию, работавшую вместе с отцом, Рутилло Манетти, Пьетро Паолини, работавшего на юге Италии голландца Маттиаса Стомера; во Франции - Клода Виньона, Жана Леклерка и одного из значительнейших мастеров 17 в. - Жоржа де Латура.