Контур (фр. contour - очертание, от лат. continere - заключать, содержать) - изобразительное средство в виде ограничивающей форму линии. В пространственном смысле контур - это видимая поверхность края объемной формы.
Концептуализм -- это интернациональное движение в искусстве XX века, реализовавшееся в области пластических искусств и в литературе. С конца 60-х годов сформировалось концептуальное направление в московской культуре. Концептуальные произведения вызывают определенный дискомфорт у зрителей не столько за счет непривычного или раздражающего внешнего облика, но главным образом за счет иных правил их восприятия, нарушающих укоренившуюся привычку общения с искусством. Они не опираются на непосредственное восприятие, не взывают к эмоциональному сопереживанию, отрицают традиционные эстетические оценки.
Концептуализм - направление, объединяющее процесс творчества и процесс его исследования. В соответствии с этими установками произведения концептуального искусства принимают самый неожиданный облик - фотографий, текстов, ксероксов, телеграмм, цифр, графиков, схем, репродукций, объектов, не имеющих функционального назначения,- и реализуются как чистый художественный жест, свободный от какой либо пластической формы.
Среда, в которой демонстрируются произведения концептуализма или частью которой они являются,- это улица, дорога, поле, лес, горы, морское побережье и др. Во многих концептуальных работах используются природные материалы в их чистом виде - земля, хлеб, снег, трава, зола и пепел от костра.
Картина, объект, перформанс, инсталляция - основные сферы реализации концептуализма. Основными компонентами московского концептуализма - абсурд, формы и слова, лишенные смысла. Молчание, ничего неделание, пустые пространства - это те формы, в которых концептуалисты пытаются обратить внимание на возможность существования в культуре пространств, свободных от идеологии. Тип концептуального творчества подтверждает жизнь, существование человека. Произведения концептуализма часто представляют собой только жесты или проекты, указывающие лишь на возможность возникновения искусства. Бесцельная игра - важный компонент концептуального искусства. Такая игра просто активизирует саму жизнь, подтверждает человеческое существование, потому что "искусство как идея" возникает и существует только как продукт человеческой жизни. Наиболее последовательно московское направление реализовалось в творчестве И. Кабакова, Р. и В. Герловиных, А. Монастырского и группы "Коллективные действия" (КД).
Кромлех (от бретон. crom - крут, и lech - камень) - один из видов мегалитических сооружений, представляющих собой группу огромных монолитных каменных столбов, иногда перекрытых горизонтальными каменными плитами, расположенных по кругу или нескольким окружностям. Кромлехи встречаются в Европе, Азии, Америке. Особенно известен кромлех Стонхендж в Англии (II тыс. до н.э.). Предположительно назначение кромлеха - ритуальный храм Солнца, в центре которого находится дольмен или менгир.
Кубизм (фр. - cubisme, от cube - куб) - художественное направление в европейском изобразительном искусстве начала XX в., ставившее своей целью выявление геометрической структуры видимых объемных форм, разложение реальных предметов на части в соответствии с их внутренним строением и организация их в другом порядке в новую форму. Название этому направлению дали за внешнее сходство живописи кубистов с простыми геометрическими телами - шаром, конусом, призмой, кубом. Кубизм возник во французском искусстве 1900-1910 гг. Его основателем был П. Пикассо ("Авиньонские девицы", 1907 г.). В истории кубизма принято выделять три периода: так называемый сезанновский, аналитический и синтетический.
В картинах сезанновского периода геометризация форм подчеркивает устойчивость, предметность мира, массивные объемы как бы раскладываются на плоскости холста, цвет выделяет отдельные грани предмета (П. Пикассо "Три женщины", 1909 г.; Ж. Брак "Эстак", 1908 г.).
В следующем аналитическом периоде предмет дробится на мелкие грани и сходящиеся под углом плоскости, которые четко отделяются друг от друга, используется ограниченный набор красок. Изображение одного и того же предмета показывается с разных сторон одновременно во многих ракурсах. Это приводит к ритмической игре форм, плоскостей, объемов. Изображение словно расплывается на холсте (П. Пикассо "А. Воллар", 1910).
В последний синтетический период предпочтение отдается декоративному началу; картина превращается в красочное плоскостное панно (П. Пикассо "Гитара и скрипки", 1913; Ж. Брак "Женщина с гитарой", 1913). Основным становится прием коллажа. Объект как бы собирается, синтезируется из разнообразных фрагментов или знаков - слов, цифр, нот, обрывков газет, цветной бумаги, обоев, схематических рисунков и красочных мазков. Отказ от изображения пространства и объема как бы компенсируется прикладыванием реальных объемных конструкций к плоскости холста.
В то же время появляется кубическая скульптура с геометризацией и сдвигами форм, деформированием фигур, обозначением металлическими полосами только их внешних контуров и др.
Кубизм ставил целью познание реальности, раскрытие внутренней, философской сущности предметов с помощью новых средств. Он знаменовал собой отказ от реализма и вызов стандартной красивости официального салонного искусства. В картинах П. Пикассо кубического периода создается трагический образ грандиозного изломанного, разрушающегося мира.
Курос (гр. kuros - юноша) - в древнегреческом искусстве статуя юноши-атлета, как правило, обнаженного. Тип куроса возник в искусстве архаики VII в. до н.э. как воплощение идеала физического совершенства, героя-атлета и воина; для статуи куроса характерны обобщенность форм, фронтальность постановки фигуры, знаменитая "архаическая" улыбка. Куросы, как и коры, могли заменять колонны и поддерживать антаблемент.